В 21 веке социальный класс во Франции часто измеряется доходом и профессией.
Бон-шик, бон-жанр (BCBG) - термин, обозначающий модных людей из хорошей семьи ("
бон-жанр"), особенно в Париже. Выпускники
Национальной административной школы, или
энарков преобладают на высших уровнях государственного управления и во многих отраслях промышленности, наряду с выпускниками других
Grandes écoles, специализированных государственных высших учебных заведений. Однако начальное и среднее образование почти полностью предоставляется в государственных школах, в отличие, скажем, от Англии, и является основным двигателем
социальной мобильности.
Культурный капитал, концепция из Франции, по-прежнему считается проблемой для многих французов в процессе
социальной мобильности.
Бон шик, бон жанр (
по-французски означает "Хороший стиль, хороший класс") - выражение, используемое во Франции для обозначения
субкультуры стильных представителей
парижского высшего класса. Они, как правило, хорошо образованы, имеют хорошие связи и происходят из семей со "
старыми деньгами", предпочтительно с аристократическим происхождением. Стиль сочетает в себе определенные модные вкусы с внешним видом социальной респектабельности. Выражение иногда сокращают до
BCBG[1] (модная компания
BCBG Max Azria была названа в честь субкультуры).
Часто можно увидеть параллели между этой субкультурой и аналогичными социальными группами высшего класса в Соединенных Штатах ("
опрятный") и Соединенном Королевстве ("
Слоун Рейнджерс"). Как и в случае с этими группами, субкультура BCBG привлекла всеобщее внимание в 1980-х годах. Тьерри Манту опубликовал руководство по стилю BCBG (
BCBG – Le guide du bon chic bon genre) в 1985 году. Это был французский эквивалент
Официального руководства по опрятности и
Слоан Рейнджер, оба были опубликованы ранее в том же десятилетии.
Социальная группа BCBG ассоциируется с определенными жилыми районами Парижа и Версаля. Его часто отождествляют с зоной отдыха, образованной треугольником между Нейи-Отей-Пасси, от
16-го округа до
Булонского леса, а также с
6-м округом ближе к центру Парижа. Он связан с
7-м и
8-м округами для шоппинга.
Субкультуру BCBG не следует путать с французской социально-экономической группой, известной как "
бобо" (смесь
буржуа и
богемы).
Согласно официальному определению, это высокообразованные люди, сочетающие зажиточный образ жизни с нонконформистскими ценностями. Брукс назвал их богемной буржуазией (bourgeois bohemians, сокращенно — bobo).
От богемы они взяли образ жизни и любовь к искусству, от буржуазии — хорошее материальное положение и предприимчивую жилку. Но это не золотая молодежь, которая тратит деньги богатых родителей, — новая элита пришла к богатству самостоятельно. Неправильно было бы приравнять их и к хипстерам, хоть они и похожи. Но бобо гораздо больше внимания уделяют материальному статусу.
Французы — политизированные люди. В стране, где существует реальная партийная борьба, политические взгляды выходят далеко за пределы урн. Это манера видения и толкования мира.
Сегодня общество живет с осязаемой тоской по большому прошлому. Грустят об ушедшей эпохе генерала де Голля, империи и считают, что раньше было лучше. И жизнь последующих поколений будет сложнее. Когда-то Франция была страной № 1 в Европе. Задавала тон в промышленности, моде, архитектуре.
Впрочем, во многих сферах Франция все еще первая в мире, например в моде и гастрономии, а также в авиастроении, инфраструктуре. Здесь есть чем гордиться. И, несмотря ни на что, те, кто путешествует, в один голос говорят, что качество жизни во Франции лучше, чем в других странах Европы!
Здесь не принято кичиться статусом и финансовым положением. Правда, считать деньги придется. Французам достаются обвинения в скупердяйстве. Но, когда вы ближе узнаете местных, оцениваете размер всевозможных налогов, расходов, понимаете, что это скорее про умение рассчитывать свои средства. Я встречала со стороны французов и радушный прием, и умение пригласить, не требуя ничего взамен.
Сами французы любят пошутить про себя: придумал Бог землю обетованную, но решил, «мол, слишком жирно будет, что же придумать?» И поселил на нее французов! С ними не всегда просто ужиться. Французы будут искать консенсус до последнего, вести философские беседы до тех пор, пока не договорятся об общих ценностях и понятиях. Наследие эпохи Просвещения, будь оно не ладно!
Я почти уверена, что в каждом из нас есть немного от французов, ведь «Франция — это идея, необходимая цивилизации!»